• Санкт-Петербург, Миллионная 21
  • Напишите нам: info@project812.ru

Все статьи

Классический стиль в архитектуре

Сбалансированные пропорции и приятные большинству глаз цветовые сочетания - то, чем характеризуется архитектурная классика в целом - восхищают одних и ассоциируются с чрезмерной консервативностью у других, но не теряют актуальности с позднего Средневековья. Что же вкладывают в понятие "классический стиль" те, для кого архитектура, дизайн и изучение истории являются профессией?


Что такое классика в архитектуре?

Classicus - этим итальянским словом, по-русски звучащим как "образцовый", назвали направление в искусстве, которое появилось в Европе в начале XVI века и многими своими чертами напоминало об эпохе Возрождения. То есть, базой архитектурной классики можно считать античный древнеримский стиль. Философией нового стиля стала логическая простота, респектабельность, монументальность и элегантность. Свойственные классике архитектурные формы геометричны, композиции выстроены по принципу осевой симметрии, планировка делается регулярной, линии - исключительно вертикальными или горизонтальными. 

Классический стиль в архитектуре не предполагал и по сей день не предполагает "перебора" с декором (за исключением ответвлений барокко и рококо), а ощущение основательности, эксклюзивности, неслучайности и кропотливой проработки каждой детали создается путем применения дорогих натуральных материалов и использования специфической цветовой гаммы. 

Основу последней составляет белый цвет, светло-желтый, розовый, спокойный зеленый, светло-голубой, а также сочетание пурпура с золотом. Старинные и современные здания и архитектурные конструкции, решенные в классическом стиле, выглядят исполненными достоинства, рассказывают об утонченном вкусе, благородстве и гармонии.


Кое-что об истории и географии классики

Начало большого шествия классики в европейской архитектуре пришлось на XVI век. Особую популярность она получила во Франции благодаря Людовику XIV, чей замок Версаль отстраивался в таком стиле. Правда, экстерьеру и интерьеру этого великолепного здания были добавлены парадность и блеск, но планировка дворца осталась строго геометричной и стройной с точки зрения композиции.

В Англию классику привез архитектор, многие годы работавший в Италии. Английский вариант этого стиля получился суховатым - совсем как характер представителей аристократии того времени. Обязательной комнатой в традиционном английском доме стал огромный вестибюль, а обязательным элементом декора - роспись потолков.
В Россию этот стиль "приехал" к XVII веку и сразу понравился дворянству. Наибольшее количество классических зданий можно увидеть в Санкт-Петербурге - городе, ассоциируемом с изяществом и старинной роскошью. Русская классика отдалена и от барокко, и от рококо, поскольку строительство в этих стилях было сочтено крайне трудоемким. Также она эклектична (к европейской классике прибавились местные традиции): фасады домов выглядят простыми, а декор присутствует только на оконных проемах.


Разделение классики на стили

Побывав во многих европейских странах и изменившись в соответствии со вкусами разных людей, архитектурная и интерьерная классика разделилась на несколько направлений. У многих из нас она до сих пор ассоциируется с барочной архитектурой - сложной, вычурной, "дворцовой". Зародившееся в XVI веке барокко - это кривые линии, изысканная лепнина и скульптурные мотивы, настенные и потолочные фрески, а также игра светотени, обеспечиваемая большим количеством имеющих объем декоративных элементов.

В XVII веке получил распространение стиль рококо - несколько видоизмененный барокко. Со зданий пропали тяжеловесные архитектурные формы, а во дворах появились фонтаны, изящные павильоны и бассейны. Основная декоративная форма, используемая в рококо - морская раковина, затейливо изогнутая в виде буквы S. В интерьерах осталась барочная торжественность и дворцовость, но помещения стали более просторными, а в некоторых случаях - асимметричными и овальными.

С конца XVII по начало XIX века обрел популярность классицизм в архитектуре. Суть объектов, исполняемых в стиле классицизм – тяготение к простоте и визуальной строгости. В качестве образцов архитекторы брали античные формы, отличавшиеся регулярностью планировки, пропорциональностью и исключительной четкостью линий. В противовес барочному классицистический декор стал сдержанным, а улицы, создаваемые в таком стиле – широкими и только прямыми. Архитектурный классицизм был исключительно благоприятным направлением для специалистов, отвечавших за городскую застройку: в России многие крупные города подверглись перепланировке с учетом свойственной классицизму рациональности. 

В конце XVIII – начале XIX века получила распространение архитектура в стиле ампир, перенявшая массу элементов у древнеримских зодчих. Главная тема декора в стиле ампир - восхваление воинской силы и отваги, осуществляемое через установку барельефов в виде орлов, венков, львов, копий и другой атрибутики, ассоциируемой в Древнем Риме с победой в сражениях. Пафос ампира - это попытки провести параллель между величием империи Наполеона и Древнего Рима.

В конце XIX - начале XX века мир увидел более привычный современному глазу неоклассицизм. Обновление традиционного классического стиля предполагало смену отделочных материалов: так, колонны перестали быть белоснежными и оштукатуренными и стали целиком состоять из отполированного натурального камня. Ряд элементов архитекторы взяли из романтизма, а главной отличительной чертой стал т.н. пуризм - старание убрать отовсюду начавший раздражать своей затейливостью барочный декор и сделать как интерьеры, так и экстерьеры более простыми и гармоничными.
 

Классика в современной архитектуре

В настоящее время архитектурная классика далека от нарочитой барочности и монументальности. Те, кто считает нужным отдать дань традициям, выражают это с помощью логической выверенности, симметрии и пропорциональности. Формы современного здания, отстроенного и отделанного в духе классики, ясные, цвета - умеренно контрастные и однозначные. По-прежнему приветствуется сочетание спокойных оттенков с белым, наличие балконов и высоких (3+ метров) потолков. Вход в дом, архитектурное исполнение которого – классицизм или другие варианты классического стиля, должен выглядеть приятно не только в непосредственной близи, но и издалека, поэтому парадную зону часто оформляют колоннами и организовывают небольшую лестницу, ведущую к входной двери. Рядом с лестницей располагают садовые скульптуры из светлого камня, крышу отделывают черепицей.
Современная классика  в большинстве случаев предполагает выборочное использование элементов этого стиля.