• Санкт-Петербург, Миллионная 21
  • Напишите нам: info@project812.ru

Все статьи

Рококо - на смену барокко

Причудливая помпезность барокко положила начало утонченной роскоши рококо, стиля, зародившегося во Франции в нестабильные и переменчивые времена смены власти. Естественно, что пришедшие веяния не замедлили отразиться на области искусства и архитектуры. Со смертью Людовика XIV ушли тяжеловесность богатого убранства фасадов и интерьеров, исчезла обязательная торжественность каждого дня, а симметричность оказалась в тени свободы асимметрии. Новые времена принесли с собой легкость приятного времяпрепровождения в окружении повсеместного благополучия и красоты жизни.

Архитектурный стиль рококо насквозь пропитан желанием развлечений, господствовавшим в те времена среди французской аристократии, уставшей от строгого соблюдения правил главенствовавшей торжественности. Величавость темных тонов сменилась на изысканность светлых оттенков. Контрастная насыщенность уступила место галантной игривости общей атмосферы, а величавая масштабность — воздушности мягких и сглаженных форм. Тем не менее, «каркас» направления во многом повторяет предшественника — барокко: по желанию архитектора стены возводятся выпуклой и вогнутой форм, с живостью ломаных линий и изобилием фигурной, вычурной отделки. 

Ликование праздника жизни привнесло намеренное искажение реальности, в сторону безмятежной жеманности, — стали появляться портреты с измененными естественными линиями человеческого тела для придания фигуре и взгляду настроения беззаботной юности и молодости. Изящество и легкость подчеркивались при создании мебели с помощью изогнутых резных ножек и пастельных красок. Элементы стиля рококо показывают, что это направление с упоением ушло в ювелирную проработку деталей интерьеров, оставив на втором плане претензионную театральность больших объемов барокко: повсюду стали появляться маски львов, рокайли, завитки и плющ.

Расцвет недолговечного стиля пришелся на период распространения его в Австрии и Германии, наилучшим для себя образом соединив живописную легкость и пышность убранства. 

Европейское воспитание императрицы Елизаветы Петровны помогло быстротечному рококо оставить след и на территории России. Благодаря деятельности архитекторов Ринальди и Растрелли появились Китайский дворец Екатерины II и дворец Петра III.
 
 Дом в стиле рококо означает всю ту же склонность к роскоши, присущую барокко, — отличием является отказ от намеренного размаха и парадности в пользу утонченной легкости форм. 

Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме является отличным примером архитектуры стиля за счет изящности дворцовой кованой решетки, остекленной галереи и вытянутых по вертикали окон. Пилястры и полуколонны — как дань эпохе барокко, но простота их форм относит к изящной современности рококо. Лужайки, аллеи, водоемы, окружающие дворцовый комплекс, создавали ощущение жилья, а не театральной помпезности официальных приемов. 

 Церковь в Фирценхайлигене архитектора Неймана — это яркий пример рококо, с уместным сосуществованием великолепия барокко и галантности рококо. 
 
Черты стиля рококо направлены на создание атмосферы наслаждения — нежность пастельных тонов в мебели, на стенах и потолке, с позолотой как акцентом, относящим к роскоши и празднику каждого дня. Гобелены с изображением колорита гор и многолетних деревьев старого сада, служащих фоном для беззаботной сцены пикника на природе. 
Скругленные углы и существенно сниженная высота потолка, призванные хранить ощущение камерности и уюта в помещении.

В интерьере такого направления изобилие прорисованных узоров тянется витиеватыми нитями «золотого» плюща со стены на потолок, продолжая завиваться причудливыми формами и там, а величие глянцевого пола из добротной древесины или мрамора успокаивается небольшим расписным ковром.