• Санкт-Петербург, Миллионная 21
  • Напишите нам: info@project812.ru

Все статьи

Ампир - имперский стиль

Показательные властность и могущество, призванные расставить людей по ступеням социальной лестницы, являются основой стиля ампир. «Ампир» тянется к своим истокам: французскому «empire», обозначающему слово «империя» и латинскому «imperium», то есть «командование». 

«Имперский стиль» зародился во Франции благодаря тщеславию Наполеона Бонапарта: его живописец писал напыщенные, наполненные атмосферой могущества одного человека, портреты императора в обстановке специально созданной мебели, чей внешний вид величаво подчеркивал силу Наполеона. Сама по себе эта мебель в стиле ампир, которую живописец придумывал самостоятельно, вместе с проектированием соответствующих интерьеров и одежды, пришлась императору по душе: она идеально вписывалась в окружающее Бонапарта повсеместное чествование. А ее приземистость, массивность и темные цвета в оформлении зрительно демонстрировали императорское превосходство и увеличивали небольшой рост Бонапарта, делая его фигуру внушительнее. 
 
Особенности ампира подразумевают под собой почти фанатичное стремление Наполеона подчинить искусство и архитектуру прославлению его личности и воинских побед. Это создало в ампире весьма строгий свод правил: широкое применение ордеров, гербовой и военной символики, мощные геометрические формы, большие плоскости стен с тяжеловесными драпировками. Направление не давало места романтичности и плавности форм и создало также такие элементы ампира, как яркие, театрализованные цвета, преимущественно повторяющие цвета наполеоновского флага — красный, синий, белый, обтянутые шелком насыщенных цветов стены, чистота поверхности которых контрастирует с узкими, часто позолоченными орнаментальными узорами. Наполеон сознательно стремился к холодному блеску славы римских императоров, желая создать вокруг себя тот размер власти, которым обладали Август, Цезарь или Траян.

Побежденные Францией страны подвергались искусственному насаждению ампира на их территориях. Но присущие этому стилю монументальность, масштаб, роскошь и помпезность ампира стали тесными, жесткими рамками стиля и, тем самым, не давали направлению полноценно развиваться и совершенствоваться. Это стало одной из основных причин, почему ампир не прижился, например, в Германии и Австрии. 

И в то же время одна страна добровольно приняла стиль — это Россия. Главной причиной принятия ампира Россией стало нарастающее могущество страны, поэтому помпезная ампирская идеология оказалась весьма уместной. Русская аристократия с живостью и интересом откликалась на современные французские течения, поэтому «имперский стиль» привлек внимание к себе со стороны России еще до начала известных сражений 1812 года. 
 Так называемый «русский ампир» все-таки отличался от наполеоновского понимания стиля, то есть от понятия «классический ампир». Ампир на территории России стал мягче, пластичнее, свободнее «оригинала», переняв, в основном, золото орнаментов, яркость драпировок и строгость общих форм. 

Стиль ампир в архитектуре можно распознать благодаря обязательному наличию ордерной системы — сознательного художественного оформления и выделения колонн, пилястр, карнизов здания — и военной символики. 

Яркими примерами стиля можно назвать, прежде всего, дворцы Франции: Фонтебло, Лувр, Тюильри. Холодная строгость фасадов, роскошество декора, давящая массивность густо украшенных интерьеров объединяют эти здания, с достоинством существующие как под хмуростью осеннего неба, так и под бирюзовой высью ясных дней. 

Санкт-Петербург как российская столица в XIX веке изобилует грандиозными образцами ампирского величия — это Казанский собор, здание Адмиралтейства, Троицкий собор. Величие колоннад, великолепие мрамора, золота, бронзы показывают созерцателю масштаб силы Российской Империи.

Внутреннее убранство помещения в стиле ампир предполагает глянцевый блеск начисто отполированных паркетных полов со сложным рисунком, в которых отражается роскошь многоярусной хрустальной люстры, расположенной по центру декорированного лепниной и позолоченными орнаментами потолка цвета слоновой кости. Наличие в интерьере фресок, резных, помпезных карнизов, колонн также образует «имперский стиль». 

Пурпурные, тяжелые плотные шторы с золотыми цветовыми акцентами на ткани, обрамляющие окна, являются удачным воспроизведением стиля. Присутствие в декоре помещения любого дорогостоящего материала — бронзы, мрамора, редких пород дерева — сразу же формирует в восприятии интерьера образ ампира. 

Мебель играет чуть ли не самую важную скрипку в создании блеска холодного великолепия этого стиля: приземистые, массивные ноги-лапы или ноги-колонны, добротность спокойного блеска выполненной из хорошей древесины столешницы, симметрия узоров на дверцах комода, позолота как деталь серванта или витрины — все это создано для демонстрации могущества своего владельца.