• Санкт-Петербург, Миллионная 21
  • Напишите нам: info@project812.ru

Все статьи

Барочная классика

Жемчужина, чья идеально ровная и круглая поверхность отливает мягким, матовым блеском, обычно ценится, если все условия — округлость, ровный тон, мягкий блеск — соблюдены. Жемчужины неправильной формы, не вписывающиеся в этот ряд правил, португальские моряки и ювелиры в XV веке стали именовать «барокко». В переводе с португальского слово означает причудливость, испорченность.

Это название оказалось настолько емким и цепким, что оно не утратило своей силы и перешло в XVII век, явив собой рождение нового стиля среди живописных просторов Италии — культурного центра Европы тех времен. В Риме словом «барокко» было принято называть новые здания, отличающиеся динамичностью и экспрессией. В Италии данным термином обозначали странность и склонность к излишествам. Итальянские архитекторы рушили каноны классицизма и сдваивали колонны, разрывали фронтоны, нагнетали динамику, изламывая ступенями карнизы. Усиленная пластика зданий, с размахом лепнины на фасадах, с выпуклыми и вогнутыми стенами и красочной росписью внутреннего убранства, существенно меняла привычное восприятие.

Барочный стиль предполагает движение, гибкость, активность в перетекании форм, в смешении внутренних и внешних пространств. Величие просторов городских магистралей, пышность перспектив архитектурных ансамблей — все это появилось с приходом нового веяния в архитектурной мысли и раздвинуло устоявшиеся границы мировоззрения. 

Красота и контрастность барокко были на редкость злободневными: помпезность, великолепие дворцов и вилл существовали рядом со смятением и острым ощущением кризиса в Европе. Вычурная зрелищность как стиль жизни, призванная отвлекать, вышла на первый план в этот период.

Плодотворное время эпохи барокко, названное «золотым» веком стиля, дало миру немало прекрасных в своем необузданном великолепии образцов архитектуры, картин и литературных произведений. Время вдохновляющего соприкосновения реальности и иллюзорности поражало воображение и давало свободу творчества. 

В России, а точнее, в тогдашней столице Санкт-Петербурге, барочная архитектура появилась во времена царствования Петра Великого, оттенив это непривычное для длиннобородой, ценящей силу традиций страны время. Новизна стиля удачно совпала с энергичным периодом петровских реформ, проникнув не только в сферу архитектуры, но и в искусство. Триумф, аллегория, сложносюжетность теперь горделиво шагали по запыленным российским улицам, неся за собой пышность и великолепие оформления, различных празднований и отбрасывая на обочину, в тишину провинции, всякого испугавшегося и не принимающего новый тип мышления. Но, несмотря на повсеместный охват России «новыми временами», петровское барокко все же имело черты сдержанности и некоторыми элементами относило созерцателя к образцовому достоинству классицизма. 

Крупнейшие и известнейшие архитектурные ансамбли мира — Версаль во Франции, Петергоф в России, Шенбрунн в Австрии, Цвингер в Германии — являются основными примерами барочного стиля. Их великолепие, роскошь, эмоциональная насыщенность до сих пор поражают людское воображение. 
 
Простор залитой солнцем площади перед собором Святого Петра в Риме — это один из главных образцов стиля барокко в архитектуре. Неупорядоченная городская застройка, утопающая в зелени, была полностью скрыта величием площади огромных размеров, с обрамляющей ее в несколько рядов колоннадой. Этот ансамбль стал уместным фоном для торжественных мероприятий богатой публики, а также для народных масс, приходящих к собору Святого Петра на богослужение. Овальная форма основного объема площади давала искомое ощущение постоянного движения и зрительно уменьшала реальные габариты собора, подпуская к трапециевидной части площади у главного входа в собор. Здесь зрительные иллюзии площади прекращали свое действие, и весь невероятный масштаб собора обрушивался на созерцателя.
 
Всю пышущую богатством и излишествами суть барочного стиля отражает Королевский дворец в Мадриде. Величие огромных размеров главного фасада, призывающего воспринимать его красоту издалека, с примыкающей к зданию аллеи, поражает своими гигантскими, раскинувшимися размерами.

Интерьер в стиле барокко предполагает наличие неприкрытой роскоши, выраженное в высоте потолков, в обилии лепнины, в искрящемся великолепии многоярусных люстр сложных форм, в позолоте декора. Настенная и потолочная роспись в границах барочного стиля расправила свои плечи, как никогда ранее, — в ней много цвета, насыщенности, контраста.

Еще стиль барокко — это помпезные стулья и столы из ореха или черного дерева, с резными ножками витиеватых форм, с дорогой тканью богатой цветовой палитры, от нежно-розового до глубокого изумрудного оттенков. Это гигантские кровати с балдахинами, утопающие во множестве подушек и со спускающимися до пола покрывалами. Это огромные зеркала в обрамлении тяжелых, массивных рам, украшенных лепниной. 

Современный интерьер в данном стиле основывается на сочетании барокко с другими направлениями. Полностью идти по канонам барокко, с абсолютной точностью воссоздавая этот стиль в жилом или общественном помещении, не стоит: барочное оформление призвано постоянно отвлекать все внимание на себя. Поэтому данное направление можно использовать в необходимых акцентах, благодаря которым помещение будет относить воображение к далекой эпохе барокко. Это может быть роскошная люстра или массивный комод на изящных ножках, богато украшенный узорами. Стулья, чьи спинки и сиденья будут обтянуты яркой, добротной тканью, также создадут нужное впечатление. 

Удачным примером сочетания стилей будут серые, графитовые стены стиля хай-тек или молочно-белые пространства минимализма с богатым декором барочной люстры для гостиной. Гармонично существуют вместе пышное оформление высокой кровати с балдахинами и мягкость светлых персиковых стен с потертой временем красотой старых деревянных ставень прованского стиля.